К основному контенту

Очевидное неявное

По логике повествования о модели жизненного цикла новой технологии, после её описания следовало бы переходить к более детальному рассмотрению разрывов, то есть к основным проблемам. И прежде всего, это касается, так называемой, «пропасти» между ранними последователями и ранним большинством. Так делает и сам Джеффри Мур в своей книге и я, безусловно, последую его примеру, … но несколько позже.

Пока же я хотел бы остановиться на иных аспектах связанных моделью. Большинство из них, несмотря на свою очевидность, зачастую игнорируются. С другой стороны, именно такие поправки позволяют довести модель "сферического коня в вакууме" до более не менее работающей на практике методики.

Движение по кривой не всегда является самоцелью.

Производитель программного обеспечения может и не понадобиться "заморачиваться" на преодоление всяческих "пропастей" и т.  п. Иными словами, планы по развитию товара могут не включать такие этапы. Например, у товара выпускаемого на рынок заранее не планируется длительный жизненный цикл. Такой товар может представлять уже довольно зрелую технологию и производитель не собирается поддерживать его долгое время на рынке по соображениям коммерческой эффективности или неуверенности в будущем технологии. 

В любом случае понимание текущего уровня адаптации технологии, которую представляет товар, может дать ключ к пониманию его целевых аудиторий и наиболее эффективных способов коммуникации с ними.   

Товар это не всегда синоним технологии, а значит, он не всегда попадает на рынок через "новаторов" и идет далее по кривой до "увальней".

Стоит, прежде всего, вспомнить, что «новая технология» это способ делать что-то привычное по-другому. Именно из этой «непривычности» нового метода и произрастают все противоречия, да и сам критерий сегментации потребителей. Конкретный же товар может использовать технологии самой различной степени новизны. Из этого следует, что новый товар попадает на рынок в соответствии с восприятием используемой или представляемой им технологии. На практике новый товар с точки зрения производителя (его же только вчера выпустили на рынок) может быть не воспринят потребителями как новинка именно потому, что технология которую тот использует (представляет) уже не нова.  

Один и тот же потребитель по отношению различным технологиям (и продуктам) может выступать в качестве представителя различных групп.

На работе он отвечает за информационную безопасность и по отношению к DLP системам является типичным представителем раннего большинства - прагматик не терпящий революций. Он также увлекается туризмом по различным районам России и фотографией. У него куча различных гаджетов и нового софта к ним. И по отношению к этим технологиям он явный новатор или даже энтузиаст.1    

Отношение к той или иной социографической группе это свойство человека, а не его должности в компании.

Совершенно очевидно с одной стороны, но зачастую "типовой портрет должности" возобладает. Например, считается, что "большие боссы" (члены правления. акционеры и тп) это типичные представители позднего большинства.  Действительно, ведь вроде бы именно у них должен быть интерес в стабильности и снижении рисков от новых технологий. На практике именно они могут являться основными драйверами новых технологий в организации. А вот тем кажущимся новаторам из отделов IT может быть совершенно не интересна эта "новая головная боль". Как ни странно, это может довольно явно проявляться в случае с большими ресурсоёмкими системами типа ERP, CRM или DLP.2  

Кстати, это еще раз подтверждает известный каждому корпоративному сейлу факт , что зачастую договориваться с "псарями" не менее важно чем с "царями".

И все было бы хорошо если бы такое положение сохранялось постоянно, но к счастью или сожалению люди склонны меняться ... но не все, не всегда и не быстро :-).  

   


  1. Написано по мотивам образа реального офицера по безопастности одного крупного банка.
  2. По такому сценарию внедряли DLP систему у одного из крупнейших российских операторов сотовой связи.


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Бандлинг — простой путь увеличения продаж

Наверное, любой маркетолог рано или поздно сталкивается с ситуацией, когда ему необходимо увеличить среднюю стоимость заказа (задача простого увеличения продаж у него всегда актуальна :-) ). Одним из самых простых путей к этой цели (не увеличивая отпускные цены) — это бандлинг. Бандлинг (bundling) или пакетное предложение продуктов — это продажа группы из нескольких продуктов или сервисов как единого целого. Предлагая пакеты продуктов, производители программного обеспечения (ISV) стремятся увеличить продажи в сегментах, в которых потенциальные потребители иначе купили бы только один продукт. Существует два основных типа бандлинга:

Жизненный цикл принятия новой технологии (часть 1)

Должен признаться, я не люблю читать книги о высоких стратегиях маркетинга. Мне не надо убеждать себя, что стратегии не пустой звук и что они необходимы. Да, я знаю, что можно «слишком увлечься тактикой» и «перестать видеть за деревьями леса». Но как же трудно читать о навороченных моделях с явно притянутыми «за уши» примерами, да и изложенными, как правило, псевдонаучным языком. Но из этого правила у меня есть приятное исключение. Это книги Джефри А. Мура. Прежде всего это «Преодоление пропасти». Кстати, насколько я знаю, это единственная его книга, переведенная на русский язык. В этой книге он дает описание жизненного цикла принятия инноваций. Эта модель по праву считается одной из наиболее простых и непротиворечивых. Лично мне пришлось на собственном опыте получить доказательства её работоспособности (причем, случай был, на первый взгляд, её опровергающий). Как бы то ни было каждый маркетолог сам выбирает на какие модели опираться и каким стратегиям следовать. Ниже я попробую кратк

Жизненный цикл принятия новой технологии (часть 2)

Прежде чем переходить к рассмотрению особенностей обновленной модели принятия новой технологии, я хотел бы кратко объяснить почему, по моему мнению, это может быть интересно не только интересующимся теорией маркетинга, но прежде всего практикующим маркетологам. Как будет видно из следующего материала классическая модель, не смотря на свою логичность, не учитывает важнейших противоречий между целевыми группами. Игнорировать особенности каждой из групп или неверно определить текущий этап адаптации технологии, означает риск не просто «не использовать шанс повысить эффективность своих коммуникаций», но и свести усилия по продвижению продукта практически к нолю. Почему? Надеюсь, будет понятно из нижеследующего. (Кстати, первая часть находится вот тут ) Обновлённая модель жизненного цикла принятия новой технологии Классическая модель хайтек-маркетинга (hitech marketing) заключается в поэтапном завоевании одной группы за другой. При этом каждая предыдущая группа должна служить пл