К основному контенту

Самый страшный бой

Герои становятся легендами. Легенды переходят в мифы. Но пока их помнят - они живы.

Ни дедов ни родителей с мной нет уже давно. Они все прошли ту войну. Кто солдатом, кто офицером, кто ребёнком в тылу и оккупации.

Мой дед - Харченко Николай Васильевич, прошел всю войну от Западной Украины до Москвы, а от неё до Кенигсберга. Встретил её лейтенантом, а закончил гвардии полковником.

После войны он много работал в ветеранских организациях и немало рассказывал о войне.
Уже в школе я решил, что буду как отец и дед военным, и при каждой встрече с ним пользовался случаем расспросить о том “как же там было”.
В раннем детстве просто слушал, а уже подростком начал задавать вопросы о том, о чём обычно ветераны не особенно любили вспоминать.
А дед рассказывал.

“Дед, расскажи про самый страшный бой.”

1941-ый, лето. Дед лейтенантом с остатками своего взвода и примкнувшими к нему выходил из очередного окружения. Шли с ранеными, остатками оружия и боеприпасов. Немцы преследовали по пятам.
И в какой то момент стало понятно, что все - край. Сил больше нет, надо остановиться. Но нагонят точно, на то немцы скорее всего и рассчитывали.

А тут подвернулось место удачное. Довольно глубокий овраг. Внизу речка “переплюйка”. Тропинка одна и идет через брод. Но, что самое удачное, один берег выше другого. И высоким был тот с которого они пришли и с которого скоро придут немцы.

Времени было мало, но они успели немного окопаться. К тому же у деда от его взвода осталось два “максима”. Сделал как учили - поставил пулеметы по флангам на “кинжальный” огонь. Выставил ограничители сектора огня. Стали ждать.

На что они надеялись я не знаю. Да и вряд ли на что-то конкретное. У них наверное такими днями были каждый первый. Это как с тяжелым марш-броском. На каком то этапе приходиться просто сжать зубы и переставлять ноги. Остановиться - значит упасть.

В общем им повезло. Поддержки авиации у немцев не было. Артиллерия с высокого берега по ним не доставала - все в перелёт уходило. И немцы сделали то, что по свидетельству деда делали очень редко - пошли в атаку пехотой. Шли волнами раз за разом. Где их и встречали почти в упор пулеметы.

После боя примерно прикинули, что в овраг спустилось сотни 3-4 немцев. Обратно почти никто не поднялся.

И вот тут я не понял. Говорю, что это победа, радость. За это награды давали.
Дед только усмехался. За отступление наград не давали, да и им было не до празднований. Отдохнули несколько часов и дальше пошли.
Немцы больше не атаковали. Предпочли обойти с фланга.

“Так почему же бой страшный то?”.
“Во время боя было страшно … как обычно. А вот особенно страшно стало, когда после пошли за водой для раненых и пулеметов. Только вот в речке ниже по течению воды больше не было - текла почти чистая кровь. Немецкая.” Первый и последний раз в жизни дед увидел реку крови.

Впереди будет еще четыре годя мясорубки. Бесконечные выходы из окружения, оборона Москвы, Курская Дуга, окружение Кенигсберга, легкие и очень тяжелые ранения, выговор от имени ЦК партии. А самым страшным он считал именно этот бой.

PS. Фронтовых фотографий деда пока не нашел по причине ремонта. Но нашел его фото, когда он приезжал в Москву в 1986 на встречу с однополчанами в честь установки памятной доски в честь 18 стрелковой дивизии (бывшей дивизии народного ополчения Ленинградского района Москвы).
А также его наградной лист на первый орден - Красного Знамени за защиту Москвы. Тогда он был уже старшим лейтенантом и командиром 1-го батальона 518-го стрелкового полка.

Наградной лист Харченко Николая Васильевича
Наградной лист Харченко Николая Васильевича. Представление на орден Красного Знамени

Встреча однополчан 18 стрелковой дивизии. 1986г
Встреча однополчан 18 стрелковой дивизии. 1986г.  Второй справа Харченко Николай Васильевич.

Харченко Николай Васильевич, Харченко Лев Николаевич (1986)
Встреча однополчан 18 стрелковой дивизии. 1986г.  Второй справа полковник Харченко Лев Николаевич, далее гвардии полковник Харченко Николай Васильевич.






Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Бандлинг — простой путь увеличения продаж

Наверное, любой маркетолог рано или поздно сталкивается с ситуацией, когда ему необходимо увеличить среднюю стоимость заказа (задача простого увеличения продаж у него всегда актуальна :-) ). Одним из самых простых путей к этой цели (не увеличивая отпускные цены) — это бандлинг. Бандлинг (bundling) или пакетное предложение продуктов — это продажа группы из нескольких продуктов или сервисов как единого целого. Предлагая пакеты продуктов, производители программного обеспечения (ISV) стремятся увеличить продажи в сегментах, в которых потенциальные потребители иначе купили бы только один продукт. Существует два основных типа бандлинга:

Жизненный цикл принятия новой технологии (часть 1)

Должен признаться, я не люблю читать книги о высоких стратегиях маркетинга. Мне не надо убеждать себя, что стратегии не пустой звук и что они необходимы. Да, я знаю, что можно «слишком увлечься тактикой» и «перестать видеть за деревьями леса». Но как же трудно читать о навороченных моделях с явно притянутыми «за уши» примерами, да и изложенными, как правило, псевдонаучным языком. Но из этого правила у меня есть приятное исключение. Это книги Джефри А. Мура. Прежде всего это «Преодоление пропасти». Кстати, насколько я знаю, это единственная его книга, переведенная на русский язык. В этой книге он дает описание жизненного цикла принятия инноваций. Эта модель по праву считается одной из наиболее простых и непротиворечивых. Лично мне пришлось на собственном опыте получить доказательства её работоспособности (причем, случай был, на первый взгляд, её опровергающий). Как бы то ни было каждый маркетолог сам выбирает на какие модели опираться и каким стратегиям следовать. Ниже я попробую кратк

Жизненный цикл принятия новой технологии (часть 2)

Прежде чем переходить к рассмотрению особенностей обновленной модели принятия новой технологии, я хотел бы кратко объяснить почему, по моему мнению, это может быть интересно не только интересующимся теорией маркетинга, но прежде всего практикующим маркетологам. Как будет видно из следующего материала классическая модель, не смотря на свою логичность, не учитывает важнейших противоречий между целевыми группами. Игнорировать особенности каждой из групп или неверно определить текущий этап адаптации технологии, означает риск не просто «не использовать шанс повысить эффективность своих коммуникаций», но и свести усилия по продвижению продукта практически к нолю. Почему? Надеюсь, будет понятно из нижеследующего. (Кстати, первая часть находится вот тут ) Обновлённая модель жизненного цикла принятия новой технологии Классическая модель хайтек-маркетинга (hitech marketing) заключается в поэтапном завоевании одной группы за другой. При этом каждая предыдущая группа должна служить пл