Прежде всего, хочу напомнить, что большая часть нижеописанного работает, прежде всего, с рынком программного обеспечения (хотя наверняка справедлива и для иного рода товаров). Большая часть из этих правил испытана (с разной степенью успешности) на собственном опыте.
Зачастую международные цены на идентичные продукты могут отличаться во много раз по сравнению с ценами для местного рынка. Иногда колебания цены могут измеряться десятками процентов. Причиной таких флуктуаций может быть несколько.
- Прежде всего — это различное восприятие ценности продукта от рынка к рынку.
- Флуктуация обменных курсов валют.
- Варьирующаяся правовая (прежде всего налоговая) ситуация на различных рынках. Например VAT для стран европейского рынка.
- Дополнительные затраты на организацию технической поддержки для данного рынка на местном языке.
- Увеличение бизнес рисков специфичных для конкретного рынка.
- Дополнительные затраты на локализацию программы для данного рынка. Стоит заметить, что данный аспект затрат хотя и принимается во внимание, но редко оказывает существенное влияние.
Обычная практика учета данных факторов, как правило, сводится к установлению локальных цен путем прямой конвертации курса валют (обычно через курс доллара США или евро), или введению специфических цен для конкретного рынка.
В качестве примера можно привести, уже ставшую обычной, практику установления цен для европейского рынка численно идентичным североамериканским, но уже в евро. Например, если продукт продается на территории США за $30, то в Европе он будет стоить уже 30 евро. Самое главное, что подобная практика, уже не вызывает отторжения у целевой аудитории – европейских потребителей .
Стоит также упомянуть и о практике снижения цен для локального рынка. Прежде всего это имеет место на территории стран со сниженным уровнем жизни у населения. Зачастую компания, устанавливая пониженные цены, хочет получить не только «хоть шерсти клок», но стремится закрепиться на рынке и завоевать большую долю (с тем, чтобы впоследствии компенсировать свои потери). Особенно это характерно для стран с высокими темпами роста экономики: Китая, Бразилии, России и т. п. Удачный пример — развитее бизнеса Лаборатории Касперского в Китае. Основным условием является наличие активного и вменяемого (умеренной вороватости) локального партнера.
Следует отметить, что с академической точки зрения, различное ценообразование на международных рынках увеличивает риск возникновения «серого» рынка. В реальной жизни я не встречал еще ни одного производителя софта жалующегося на серьезное давление серого рынка.
Комментарии
Отправить комментарий