К основному контенту

Бандлинг: практический опыт

«Суха теория мой друг, но древо жизни вечно зеленеет».
Гёте. «Фауст»

После поста о бандлинге , а точнее его теорию, логично рассказать про примеры, с которыми так или иначе приходилось сталкиваться. Прежде всего, расскажу про собственный опыт.

Компания, в которой я тогда работал, предлагала на рынке более 30 небольших утилиток в ценовом диапазоне от $30 до $150. Даже простой перечень продуктов с кратким описанием на один экран никак не помещался. Ситуация усугублялась еще и тем, что частота использования продукта была крайне невелика. Как правило, это была стандартная схема «купил-использовал-забыл». Средний чек был в районе $35.

Возникало ощущение, что корпоративные заказчики, время от времени что-то покупающие, в принципе могли бы платить и больше. Это ощущение переросло в уверенность, когда на одной из выставок (к вопросу о пользе их проведения) мы разговорились с одним из офицеров по безопасности. Помимо обсуждения продукта, его использования в их компании и т.п., он пожаловался, что покупать наши продукты не очень удобно, так как:

  • в документах фигурирует много продуктов, а оформить и пробить (через начальство и финансовый департамент) покупку одного дорогого продукта проще, чем десятка маленьких (а теперь представьте, какова вероятность платного обновления такого количества продуктов через год);
  • зачастую ему сложно не забыть выбрать какой-нибудь продукт (ему нужно было максимальное функциональное покрытие);
  • в результате заказа он получал пару десятков ключей, которые потом надо разбираться куда вводить (зачастую это были пара десятков писем с ключами).

Стало очевидным, что от формирования бандла было не отвертеться :-). В первом приближении были сформированы пара простейших ценовых бандла — Standard и Professional. Отличались они, прежде всего, составом продуктов и количеством лицензий их составе. Standard представлял собой полный набор продуктов для одной машины (по одной лицензии на каждый продукт). Professional включал 10 лицензий на Standard плюс многопользовательский продукт. Разница в цене была соответствующей ($1K и $10K). Стоит заметить, что в состав пакета входили продукты с разными схемами лицензирования. Этот фактор сыграл не последнюю роль в том, что эта идея, к сожалению, не получила своего развития (искренне надеюсь, что временно) в виде продуктового бандла.

Для её дальнейшее реализации потребовалось бы свести все продукты к единому инсталлятору с единой системой лицензионной защиты (и лицензирования). В идеале в бандл хорошо было бы намешать продуктов, которые невозможно приобрести отдельно (как это сделал Саша Горлач ) и добавить какой-то дополнительной функциональности от совместного использования продуктов (например, единой консоли управления, передачу данных между продуктами внутри пакета, дополнительные средства интеграции и т.п.). К сожалению, продолжения проект пока не получил (добавился еще один ценовой бандл с промежуточной ценой).

В результате затраты на запуск проекта были совсем небольшими (оформить страницу на сайте, завести набор у регистратора). В течение первого года продажи были единичными. Затем компания начала целенаправленно развивать партнерские каналы и региональные рынки (прежде всего корпоративный сегмент). И вот тут сказался факт наличия «больших» (дорогих) продуктов в линейке. Дело в том, что партнеры (реселлеры) крайне неохотно связываются с вендорами торгующими дешевыми продуктами (если это не продукты ежедневного пользования, типа антивируса). Для них затраты на продажу одинаковые (корпоративный рынок), а оборот и прибыль сильно разная. Наличие же дорогих продуктов в некоторой степени облегчило переговоры с партнерами. По мере развития каналов обороты по данным продуктам стали расти. По ряду причин я не смогу привести конкретные цифры, но, по словам бывших коллег, в прошедший кризисный год значительная часть продаж пришлась именно на тяжелые продукты, а суммарный оборот даже вырос. Необходимо отметить, что этому способствовало как продолжающиеся усилия по продвижению, так и появление новых продуктов и технологий (которые также вошли в бандлы).

Ниже несколько личных выводов, извлеченных из вышеописанного опыта.

  • Если компания выпускает более одного продукта и собирается хоть как-то работать с корпоративными заказчиками (и реселлерами) — bundle must have.
  • Затраты на формирование простейшего ценового бандла весьма невелики, а моментальный выигрыш получается сразу (новый продукт, новый повод для контакта с целевыми аудиториями, новая sales инициатива и т.п.). В некотором смысле распродажа по схеме «take 2 - 1 free», тоже ценовой бандл.
  • Для увеличения эффекта необходимо «двигать» ценовой банд в сторону продуктового. Так как продуктовый бандл фактически рождает новый продукт с дополнительной ценностью для потребителя, он может быть не просто более привлекательным, но и стоить даже больше, нежели сумма его составляющих.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Бандлинг — простой путь увеличения продаж

Наверное, любой маркетолог рано или поздно сталкивается с ситуацией, когда ему необходимо увеличить среднюю стоимость заказа (задача простого увеличения продаж у него всегда актуальна :-) ). Одним из самых простых путей к этой цели (не увеличивая отпускные цены) — это бандлинг. Бандлинг (bundling) или пакетное предложение продуктов — это продажа группы из нескольких продуктов или сервисов как единого целого. Предлагая пакеты продуктов, производители программного обеспечения (ISV) стремятся увеличить продажи в сегментах, в которых потенциальные потребители иначе купили бы только один продукт. Существует два основных типа бандлинга:

Жизненный цикл принятия новой технологии (часть 1)

Должен признаться, я не люблю читать книги о высоких стратегиях маркетинга. Мне не надо убеждать себя, что стратегии не пустой звук и что они необходимы. Да, я знаю, что можно «слишком увлечься тактикой» и «перестать видеть за деревьями леса». Но как же трудно читать о навороченных моделях с явно притянутыми «за уши» примерами, да и изложенными, как правило, псевдонаучным языком. Но из этого правила у меня есть приятное исключение. Это книги Джефри А. Мура. Прежде всего это «Преодоление пропасти». Кстати, насколько я знаю, это единственная его книга, переведенная на русский язык. В этой книге он дает описание жизненного цикла принятия инноваций. Эта модель по праву считается одной из наиболее простых и непротиворечивых. Лично мне пришлось на собственном опыте получить доказательства её работоспособности (причем, случай был, на первый взгляд, её опровергающий). Как бы то ни было каждый маркетолог сам выбирает на какие модели опираться и каким стратегиям следовать. Ниже я попробую кратк

Жизненный цикл принятия новой технологии (часть 2)

Прежде чем переходить к рассмотрению особенностей обновленной модели принятия новой технологии, я хотел бы кратко объяснить почему, по моему мнению, это может быть интересно не только интересующимся теорией маркетинга, но прежде всего практикующим маркетологам. Как будет видно из следующего материала классическая модель, не смотря на свою логичность, не учитывает важнейших противоречий между целевыми группами. Игнорировать особенности каждой из групп или неверно определить текущий этап адаптации технологии, означает риск не просто «не использовать шанс повысить эффективность своих коммуникаций», но и свести усилия по продвижению продукта практически к нолю. Почему? Надеюсь, будет понятно из нижеследующего. (Кстати, первая часть находится вот тут ) Обновлённая модель жизненного цикла принятия новой технологии Классическая модель хайтек-маркетинга (hitech marketing) заключается в поэтапном завоевании одной группы за другой. При этом каждая предыдущая группа должна служить пл