Как бы маркетологи не игрались с различного рода миксами (я имею в виду канонические 4 и более «P»), в конечном счете, именно осознаваемая потребителями ценность будет основным определяющим фактором успеха или провала продукта на рынке. Её низкий уровень не спасет самая активная рекламная кампания. С другой стороны, высокий уровень ценности может скомпенсировать даже грубые ошибки маркетингового отдела компании. Скорее всего, именно из данного посыла когда-то родились теории о том, что «хороший продукт не нуждается в рекламе».
Именно ценность продукта в большей степени влияет на reservation price.
В данном случае речь идет скорее о таком параметре, как воспринимая ценность (perceived value).
Еще классики экономической теории (австрийская школа субъективный подход к предельной полезности) (Карл Менгер (1840–1921), Фридрих Визер (1851–1926), Евгений Бем-Баверк (1851– 1919), швейцарец Леон Вальрас (1834-1910)) бились над вопросом модели цены, ценности, полезности продукта.
На основании их трудов можно определить ценность продукта как функцию его полезности и редкости.
Это в полной мере применимо и к программному обеспечению (ПО) как продукту. Хотя в случае с ПО понятие «редкость» имеет смысл заменить на «уникальность». При этом следует понимать, что в это понятие входит не просто наличие товаров-заменителей, но и осведомленность потребителя о таковых альтернативах. Иными словами, если о том, что у товара есть альтернативы, знают только специалисты рынка и совершенно не подозревают потенциальные пользователи, то можно считать, что конкуренции то и нет. Отсюда кстати будет следовать, что степень осведомленности целевой аудитории о товаре так же влияет на его общую ценность для нее.
Следует сразу оговориться, что все рассматриваемые ниже понятия носят ярко выраженный субъективный с точки зрения потребителя характер. То есть, у каждого конкретного потребителя свои представления об уникальности и полезности продукта. Мало того, эти представления меняются во времени. Таким образом, мы вряд ли можем говорить о каких либо «математически точных» показателях, а лишь только об общих факторах, трендах или настроениях в рамках ограниченной аудитории в определенный момент времени.
Вряд ли можно исследовать ценность напрямую (да и вряд ли кто сможет это определить для себя, ибо понятие довольно сложное и трудно формулируемое), но скорее всего это возможно через её составляющие. Тут больше подойдут не прямые методы исследования (вопросы), а латентные.
Функция ценности программного продукта.
V = f(U,R)*M
Где
- V – (value) – ценность продукта (услуги)
- R – (rarity) – редкость или дефицит продукта
- U – (utility) – полезность
- M – (modifier) модификаторы
Редкость или уникальность программного продукта.
Понятие редкости подразумевает не только отсутствие прямых конкурентов, но и товаров заменителей. Например, конкурентом стакана воды может быть не только другая вода, соки или иные жидкости пригодные для питья, но и любые другие решения потребности потребителя. В данном случае это утоление жажды.
Еще одним из важных аспектов является ярко выраженный субъективный характер данного понятия. Те данное понятие рассматривается в контексте определенного временного отрезка с точки зрения определенного представителя целевой аудитории.
Это означает прежде всего то, что у отдельного потребителя или потребительской группы в различные моменты времени могут быть разные представления о редкости того или иного товара. Например, если сегодня (или в момент исследования) потребитель еще не знает о существовании конкурентов и\или заместителей, то завтра (благодаря их грамотной маркетинговой политике) ситуация может кардинально измениться. В свою очередь (если ваш продукт не является лидером) и вы можете взять такую тактику на вооружение.
Из субъективности данных категорий также следует, что наличие конкурентов или заменителей может быть еще и воображаемым. Происходить это может, например, из-за слабой осведомленности потребителя о товарах и услугах на рынке, его некомпетентности или просто агрессивным маркетингом конкурента.
Иными словами редкость это степень осведомленности о конкурентах или товарах-заменителях, реальных или воображаемых.
Полезность программного продукта
Сложное понятие изучению которого посвятило себя не одно поколение экономистов 17-20 веков. Их идеальные модели слабо применимы на практике (ограниченность модели Хикса и теории предельной полезности). Тем не менее, их несомненная ценность в раскрытии основных механизмов данной понятийной категории.
Как и другие категории высокого уровня (ценность) практическое исследование понятия полезности крайне затруднено. Хотя бы в силу того, что:
- Потребитель слабо представляет себя, что для него реально полезно, а что нет (некомпетентность). Применительно к рынку ПО это тем более актуально, тк многие просто не понимают всего функционала продукта, многим он может быть не нужен в представленном (полном) виде, версии могут так быстро меняться, что потребитель за ними может просто не уследить.
- Потребители врут и что еще хуже врут сами себе (эффект Парето).
Единственный выход – разложить это понятие на его основные составляющие и попытаться исследовать их. И уже на основании полученных таким путем данных делать выводы о категориях более высокого порядка.
Полезность программного обеспечения зависит от:
- Важности потребности (цена решения потребности), те воспринимаемая цена решения «вопроса».
- Частоты возникновения потребности. Очевидно, что если проблема возникает ежедневно, то её актуальность и, соответственно, полезность продукта помогающего в её решении будет выше, по сравнению с появляющейся раз в год. Недаром одной из самых популярных задач у маркетологов считается всемерное повышение частоты использования продукта.
Модификаторы
К общей формуле ценности необходимо добавить модификатор, отражающий психологические факторы наценки или дисконтирования такие, как влияние бренда.
Этот параметр будет сильно меняться в зависимости от целевой группы, даже для отдельного продукта. Например, для конечного пользователя Microsoft в качестве имени производителя будет, скорее всего, фактором наценки, а вот для системного администратора (или апологета open source software) это даже может стать фактором дисконтирования.
PS Данный постинг ‑ мой личный взгляд на проблему ценности софта. Он больше основан на практическом опыте продвижения программного обеспечения, нежели на каких-то теоретических трудах. Поэтому я буду крайyе признателен за любые комментарии, дополнения и конечно же конструктивную критику.
Спасибо за актуальную для меня статью!
ОтветитьУдалитьОднако я не понял, допустим расчитал функцию (V) и что мне это дало без наличия таблицы или стандартов по которым я должен определить полезность или неполезность продукта?! Получатся попросту спонтанные цифры, ни о чем не говорящие...