К основному контенту

Ценность программного обеспечения.

Как бы маркетологи не игрались с различного рода миксами (я имею в виду канонические 4 и более «P»), в конечном счете, именно осознаваемая потребителями ценность будет основным определяющим фактором успеха или провала продукта на рынке. Её низкий уровень не спасет самая активная рекламная кампания. С другой стороны, высокий уровень ценности может скомпенсировать даже грубые ошибки маркетингового отдела компании. Скорее всего, именно из данного посыла когда-то родились теории о том, что «хороший продукт не нуждается в рекламе».

Именно ценность продукта в большей степени влияет на reservation price.

В данном случае речь идет скорее о таком параметре, как воспринимая ценность (perceived value).

Еще классики экономической теории (австрийская школа субъективный подход к предельной полезности) (Карл Менгер (1840–1921), Фридрих Визер (1851–1926), Евгений Бем-Баверк (1851– 1919), швейцарец Леон Вальрас (1834-1910)) бились над вопросом модели цены, ценности, полезности продукта.

На основании их трудов можно определить ценность продукта как функцию его полезности и редкости.

Это в полной мере применимо и к программному обеспечению (ПО) как продукту. Хотя в случае с ПО понятие «редкость» имеет смысл заменить на «уникальность». При этом следует понимать, что в это понятие входит не просто наличие товаров-заменителей, но и осведомленность потребителя о таковых альтернативах. Иными словами, если о том, что у товара есть альтернативы, знают только специалисты рынка и совершенно не подозревают потенциальные пользователи, то можно считать, что конкуренции то и нет. Отсюда кстати будет следовать, что степень осведомленности целевой аудитории о товаре так же влияет на его общую ценность для нее.

Следует сразу оговориться, что все рассматриваемые ниже понятия носят ярко выраженный субъективный с точки зрения потребителя характер. То есть, у каждого конкретного потребителя свои представления об уникальности и полезности продукта. Мало того, эти представления меняются во времени. Таким образом, мы вряд ли можем говорить о каких либо «математически точных» показателях, а лишь только об общих факторах, трендах или настроениях в рамках ограниченной аудитории в определенный момент времени.

Вряд ли можно исследовать ценность напрямую (да и вряд ли кто сможет это определить для себя, ибо понятие довольно сложное и трудно формулируемое), но скорее всего это возможно через её составляющие. Тут больше подойдут не прямые методы исследования (вопросы), а латентные.

Функция ценности программного продукта.

V = f(U,R)*M

Где

  • V – (value) – ценность продукта (услуги)
  • R – (rarity) – редкость или дефицит продукта
  • U – (utility) – полезность
  • M – (modifier) модификаторы

Редкость или уникальность программного продукта.

Понятие редкости подразумевает не только отсутствие прямых конкурентов, но и товаров заменителей. Например, конкурентом стакана воды может быть не только другая вода, соки или иные жидкости пригодные для питья, но и любые другие решения потребности потребителя. В данном случае это утоление жажды.

Еще одним из важных аспектов является ярко выраженный субъективный характер данного понятия. Те данное понятие рассматривается в контексте определенного временного отрезка с точки зрения определенного представителя целевой аудитории.

Это означает прежде всего то, что у отдельного потребителя или потребительской группы в различные моменты времени могут быть разные представления о редкости того или иного товара. Например, если сегодня (или в момент исследования) потребитель еще не знает о существовании конкурентов и\или заместителей, то завтра (благодаря их грамотной маркетинговой политике) ситуация может кардинально измениться. В свою очередь (если ваш продукт не является лидером) и вы можете взять такую тактику на вооружение.

Из субъективности данных категорий также следует, что наличие конкурентов или заменителей может быть еще и воображаемым. Происходить это может, например, из-за слабой осведомленности потребителя о товарах и услугах на рынке, его некомпетентности или просто агрессивным маркетингом конкурента.

Иными словами редкость это степень осведомленности о конкурентах или товарах-заменителях, реальных или воображаемых.

Полезность программного продукта

Сложное понятие изучению которого посвятило себя не одно поколение экономистов 17-20 веков. Их идеальные модели слабо применимы на практике (ограниченность модели Хикса и теории предельной полезности). Тем не менее, их несомненная ценность в раскрытии основных механизмов данной понятийной категории.

Как и другие категории высокого уровня (ценность) практическое исследование понятия полезности крайне затруднено. Хотя бы в силу того, что:

    Потребитель слабо представляет себя, что для него реально полезно, а что нет (некомпетентность). Применительно к рынку ПО это тем более актуально, тк многие просто не понимают всего функционала продукта, многим он может быть не нужен в представленном (полном) виде, версии могут так быстро меняться, что потребитель за ними может просто не уследить.
  • Потребители врут и что еще хуже врут сами себе (эффект Парето).

Единственный выход – разложить это понятие на его основные составляющие и попытаться исследовать их. И уже на основании полученных таким путем данных делать выводы о категориях более высокого порядка.

Полезность программного обеспечения зависит от:

    Важности потребности (цена решения потребности), те воспринимаемая цена решения «вопроса».
  • Частоты возникновения потребности. Очевидно, что если проблема возникает ежедневно, то её актуальность и, соответственно, полезность продукта помогающего в её решении будет выше, по сравнению с появляющейся раз в год. Недаром одной из самых популярных задач у маркетологов считается всемерное повышение частоты использования продукта.

Модификаторы

К общей формуле ценности необходимо добавить модификатор, отражающий психологические факторы наценки или дисконтирования такие, как влияние бренда.

Этот параметр будет сильно меняться в зависимости от целевой группы, даже для отдельного продукта. Например, для конечного пользователя Microsoft в качестве имени производителя будет, скорее всего, фактором наценки, а вот для системного администратора (или апологета open source software) это даже может стать фактором дисконтирования.

PS Данный постинг ‑ мой личный взгляд на проблему ценности софта. Он больше основан на практическом опыте продвижения программного обеспечения, нежели на каких-то теоретических трудах. Поэтому я буду крайyе признателен за любые комментарии, дополнения и конечно же конструктивную критику.

Комментарии

  1. Спасибо за актуальную для меня статью!
    Однако я не понял, допустим расчитал функцию (V) и что мне это дало без наличия таблицы или стандартов по которым я должен определить полезность или неполезность продукта?! Получатся попросту спонтанные цифры, ни о чем не говорящие...

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Бандлинг — простой путь увеличения продаж

Наверное, любой маркетолог рано или поздно сталкивается с ситуацией, когда ему необходимо увеличить среднюю стоимость заказа (задача простого увеличения продаж у него всегда актуальна :-) ). Одним из самых простых путей к этой цели (не увеличивая отпускные цены) — это бандлинг. Бандлинг (bundling) или пакетное предложение продуктов — это продажа группы из нескольких продуктов или сервисов как единого целого. Предлагая пакеты продуктов, производители программного обеспечения (ISV) стремятся увеличить продажи в сегментах, в которых потенциальные потребители иначе купили бы только один продукт. Существует два основных типа бандлинга:

Жизненный цикл принятия новой технологии (часть 1)

Должен признаться, я не люблю читать книги о высоких стратегиях маркетинга. Мне не надо убеждать себя, что стратегии не пустой звук и что они необходимы. Да, я знаю, что можно «слишком увлечься тактикой» и «перестать видеть за деревьями леса». Но как же трудно читать о навороченных моделях с явно притянутыми «за уши» примерами, да и изложенными, как правило, псевдонаучным языком. Но из этого правила у меня есть приятное исключение. Это книги Джефри А. Мура. Прежде всего это «Преодоление пропасти». Кстати, насколько я знаю, это единственная его книга, переведенная на русский язык. В этой книге он дает описание жизненного цикла принятия инноваций. Эта модель по праву считается одной из наиболее простых и непротиворечивых. Лично мне пришлось на собственном опыте получить доказательства её работоспособности (причем, случай был, на первый взгляд, её опровергающий). Как бы то ни было каждый маркетолог сам выбирает на какие модели опираться и каким стратегиям следовать. Ниже я попробую кратк

Жизненный цикл принятия новой технологии (часть 2)

Прежде чем переходить к рассмотрению особенностей обновленной модели принятия новой технологии, я хотел бы кратко объяснить почему, по моему мнению, это может быть интересно не только интересующимся теорией маркетинга, но прежде всего практикующим маркетологам. Как будет видно из следующего материала классическая модель, не смотря на свою логичность, не учитывает важнейших противоречий между целевыми группами. Игнорировать особенности каждой из групп или неверно определить текущий этап адаптации технологии, означает риск не просто «не использовать шанс повысить эффективность своих коммуникаций», но и свести усилия по продвижению продукта практически к нолю. Почему? Надеюсь, будет понятно из нижеследующего. (Кстати, первая часть находится вот тут ) Обновлённая модель жизненного цикла принятия новой технологии Классическая модель хайтек-маркетинга (hitech marketing) заключается в поэтапном завоевании одной группы за другой. При этом каждая предыдущая группа должна служить пл