К основному контенту

Особенности программного обеспечения как продукта и ценообразования для него (часть1)

«Этим постингом я начну публикацию своих наработок в области маркетинга программного обеспечения. Большинство из них я планирую использовать как основу для своей будущей диссертации. Я буду крайне признателен всем кто захочет оставить свои, особенно критические, комментарии».

Исследователи[1] датируют возникновение рынка программного обеспечения (ПО) концом 1950х годов, когда компьютеры начали активно использоваться не только в государственных (военных) учреждениях, но и коммерческих. Именно тогда возникли первые компании, зарабатывающие деньги созданием и продажей не компьютерного оборудования (hardware), а программного обеспечения для него (software).

Зародившись как небольшое ответвление от производителей оборудования, в настоящее время - это огромная индустрия с много миллиардными оборотами. Показательным может являться тот факт, что самым богатым человеком в мире является владелец компании производящей программное обеспечение[2]. В последнее время развитию данной индустрии уделяется особое внимание на различных правительственных уровнях - как в России, так и за рубежом.

В силу специфичности ПО, цена играет важнейшую роль в его маркетинге.Ценообразование - во многом уникальный инструмент уже хотя бы потому, что он, пожалуй, единственный непосредственно продуцирует прибыль, остальные - расходы. Цена быстрее и наиболее явно влияет на результирующую прибыль. К примеру, в области индустрии информационных технологий (IT) повышение цены на 1% может привести к увеличению прибыли на 10% (и более). По различным оценкам это, по меньшей мере, в два раза больше, чем влияние подобных изменений в объемах и издержках (постоянных или переменных) производства на прибыль.

Цена на ПО – это больше позиционирование продукта, чем простое выражение его стоимости. Именно цена во многом определяет, кем будут потенциальные покупатели, как они будут воспринимать продукт, что они будут от него ожидать, а также с какими конкурентами придется столкнуться. Грамотная политика ценообразования может вообще исключить цену из числа факторов, препятствующих положительному решению о покупке. К сожалению, объем данной публикации не позволяет всесторонне рассмотреть все особенности ПО и его ценообразования, поэтому будут приведены лишь наиболее явные из них. Особое внимание будет уделено практическим рекомендациям по установлению цен на ПО. Как, наверное, всегда случается с новыми технологиями, серьезно влияющими на жизнь большого количества людей, на смену ажиотажному интересу приходит разочарование, которое сменяется спокойным использованием в повседневной жизни. Тоже самое произошло и с информационной индустрией в целом, и программным обеспечением в частности.

На смену информационной шумихе, валу инвестиций и последующих разочарований (например, так называемому «кризису дот комов») пришло спокойное осознание, что программное обеспечение - это еще один вид продукта, с одной стороны подчиняющийся общим экономическим законам, а с другой - имеющий свои уникальные особенности. Не смотря на то, что в данной статье будут рассмотрены общие вопросы ценообразования специфичные для (ПО), многие из них вполне применимы к другим типам информационных продуктов, то есть к тем, у которых стоимость информационной составляющей превалирует над материальной. Программное обеспечение действительно является весьма специфическим видом продукта.

Во многом это определяется нижеследующим.

  • Когда речь идет о продаже ПО, продается, как правило, не сам продукт, а лицензия на его использование.
  • Сам продукт в основном нематериален, а стоимость его физической составляющей (носители, упаковка, документация и т.п.) несопоставима по стоимости с информационной.
  • В индустрии ПО производство каждой дополнительной единицы продукции ничтожно или стремиться к нулю.Особенно актуально это свойство стало с развитием современных сетей обмена данными.Существует огромное количество продуктов вообще не имеющих физического воплощения. Потенциальные пользователи находят такие продукты, выбирают, оплачивают и получают в режиме online через глобальную сеть обмена данными – Интернет.
  • Для некоторых видов ПО стоимость самого продукта может быть существенно ниже, по сравнению со связанным с ним услугами: внедрение, консалтинг, поддержка и т.п.. Последнее время нередки стали ситуации, когда крупные компании тратят миллионы долларов на разработку ПO, а затем раздают его пользователям бесплатно (или с небольшими ограничениями).

В силу особенностей ПО как продукта некоторые классические экономические законы к ним либо неприменимы, либо действуют ограниченно.

Среди множества причин этого явления можно выделить следующие.

  • Классические кривые «спроса и предложения», основанные на предположении, что издержки при производстве дополнительной продукции не нулевые и уменьшаются с ростом объема производства неприменимы к ПО. Как говорилось ранее, в индустрии ПО издержки на производство дополнительной продукции стремятся к нулю.
  • Во многих областях, и особенно на корпоративном рынке, цифры продаж слишком малы для достоверного статистических исследований. К тому времени, когда компания продаст достаточное количество лицензий, она либо выпустит новую версию продукта, либо рынок измениться, либо и то, и другое вместе.
  • Ситуация на рынке ПО меняется стремительно - возникают новые технологии, а те, что были недавно на пике популярности, наоборот становятся неактуальными. Новые участники рынка стремительно отвоевывают себе его части, зачастую формируя новые рыночные ниши.
  • Если прогнозирование потенциального рынка для продукта еще возможно, то прогнозирование спроса весьма проблематично. Во многом это определяется тем, что зачастую крайне сложно предположить ценность продукта для потенциальных покупателей, особенно в случае, если это новая технология.
  • Предположить эластичность цены для отдельного продукта практически невозможно. Следовательно, определение цены не может быть основано на кривых спроса и предложения.
  • Для большинства продуктов точно определить влияние конкурентов на потребление не представляется возможным.
  • Жизненный цикл продуктов очень мал, и производить какие-либо сравнения очень трудно.
  • Решение о покупке очень усложнено и определяется большим количеством постоянно меняющихся факторов.

Таким образом, когда мы говорим о ценообразовании для программных продуктов, классические методы зачастую неприменимы.. Необходимы эмпирические, итеративные методы определения оптимальной цены.

[1] http://www.softwarehistory.org

[2] По данным Forbes в 2006 им был Бил Гейтс (http://www.forbes.com/billionaires/)

Комментарии

  1. Во-первых, хочу сказать, что очень актуальная тема для диссертации и очень интересная широкому кругу лиц. В том числе и мне тоже было интересно прочитать написанное. Видно, что тему Вы знаете.

    Во-вторых, меня есть несколько комментариев:
    * "цена играет важнейшую роль в его маркетинге (его- ПО)" - нужно довавить, что в маркетинге ПО еще играет роль техническая совместимость ПО, например, ПО для разных операционных систем;
    * "Цена быстрее и наиболее явно влияет на результирующую прибыль. К примеру, в области индустрии информационных технологий (IT) повышение цены на 1% может привести к увеличению прибыли на 10% (и более). По различным оценкам это, по меньшей мере, в два раза больше, чем влияние подобных изменений в объемах и издержках (постоянных или переменных) производства на прибыль." - увеличение прибыли при увеличении цены происходит за счет постоянства постоянных и переменных издержек производства ПО. С цифрами спорить не буду, по общему правилу для производства увеличение цены на 1% при неизменности издержек увеличивает прибыль на 5%. При производстве ПО цифры выше, наверное, потому что величина издержек на содержание офиса не сравнима с издержками на содержание , например, завода.

    Увеличить прибыль можно за счет сокращения издержек - виртуальный офис, удаленная работа и др.
    *

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Бандлинг — простой путь увеличения продаж

Наверное, любой маркетолог рано или поздно сталкивается с ситуацией, когда ему необходимо увеличить среднюю стоимость заказа (задача простого увеличения продаж у него всегда актуальна :-) ). Одним из самых простых путей к этой цели (не увеличивая отпускные цены) — это бандлинг. Бандлинг (bundling) или пакетное предложение продуктов — это продажа группы из нескольких продуктов или сервисов как единого целого. Предлагая пакеты продуктов, производители программного обеспечения (ISV) стремятся увеличить продажи в сегментах, в которых потенциальные потребители иначе купили бы только один продукт. Существует два основных типа бандлинга:

Жизненный цикл принятия новой технологии (часть 1)

Должен признаться, я не люблю читать книги о высоких стратегиях маркетинга. Мне не надо убеждать себя, что стратегии не пустой звук и что они необходимы. Да, я знаю, что можно «слишком увлечься тактикой» и «перестать видеть за деревьями леса». Но как же трудно читать о навороченных моделях с явно притянутыми «за уши» примерами, да и изложенными, как правило, псевдонаучным языком. Но из этого правила у меня есть приятное исключение. Это книги Джефри А. Мура. Прежде всего это «Преодоление пропасти». Кстати, насколько я знаю, это единственная его книга, переведенная на русский язык. В этой книге он дает описание жизненного цикла принятия инноваций. Эта модель по праву считается одной из наиболее простых и непротиворечивых. Лично мне пришлось на собственном опыте получить доказательства её работоспособности (причем, случай был, на первый взгляд, её опровергающий). Как бы то ни было каждый маркетолог сам выбирает на какие модели опираться и каким стратегиям следовать. Ниже я попробую кратк

Жизненный цикл принятия новой технологии (часть 2)

Прежде чем переходить к рассмотрению особенностей обновленной модели принятия новой технологии, я хотел бы кратко объяснить почему, по моему мнению, это может быть интересно не только интересующимся теорией маркетинга, но прежде всего практикующим маркетологам. Как будет видно из следующего материала классическая модель, не смотря на свою логичность, не учитывает важнейших противоречий между целевыми группами. Игнорировать особенности каждой из групп или неверно определить текущий этап адаптации технологии, означает риск не просто «не использовать шанс повысить эффективность своих коммуникаций», но и свести усилия по продвижению продукта практически к нолю. Почему? Надеюсь, будет понятно из нижеследующего. (Кстати, первая часть находится вот тут ) Обновлённая модель жизненного цикла принятия новой технологии Классическая модель хайтек-маркетинга (hitech marketing) заключается в поэтапном завоевании одной группы за другой. При этом каждая предыдущая группа должна служить пл